От коммунальных сетей к Amazon: ГЧП шагает по стране
29 мая в Торгово-промышленной Палате Республики Татарстан представители муниципалитетов, министерств, ведомств и бизнеса приняли участие в семинаре–совещании, посвящённом трендам в сфере государственно - частного партнёрства (ГЧП) и внебюджетным источникам финансирования ГЧП-проектов. Мероприятие организовали Агентство инвестиционного развития Татарстана, ПАО Сбербанк и республиканская Торгово-промышленная Палата (ТПП РТ).
Денег всегда не хватает, но это – не главное
Открывая семинар, спикеры поделились со слушателями видением ситуации, сложившейся в стране и республике в сфере ГЧП.
– Сейчас денег нет, и денег будет не хватать всегда на реализацию наших масштабных идей. Государственно - частное партнёрство может и должно объединить власть и бизнес для реализации больших, важных проектов, – открыла мероприятие руководитель Агентства Талия Минуллина. – Правительство республики направляет на это серьёзные усилия, и хочется надеяться, что при поддержке всех, кто находится в этом зале, Татарстан займёт такие же передовые позиции на федеральном уровне, какие занимает по другим направлениям.
– Деньги есть, но они не так используются. Преимущество Татарстана в том, что предприниматели доверяют власти – это не во всех регионах встречается. И перед столетием Татарстана (В 2020 году исполнится 100 лет со дня основания Татарской Автономной Советской Социалистической Республики – прим. ред.) нужно попытаться активизировать частный бизнес на практические дела, – заявил председатель ТПП РТ Шамиль Агеев. – То, что делает Агентство в этом направлении – очень знаково. Но нам нужен чёткий механизм. К сожалению, многие вещи не срабатывают. Например, в ряде районов проблемы с «упаковкой» бизнес–проектов...Уверен, что сегодняшний семинар – только начало.
– ГЧП – популярные буквы. Иногда они становятся ругательными, иногда на них возлагают особые надежды. Ситуация в стране неравномерна: где–то этот инструмент активно используют в качестве драйвера, где–то к нему только преступают. На мой взгляд, механизм ГЧП имеет очень большие перспективы, – обратился к участникам семинара управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк Рушан Сахбиев. – В Татарстане очень активные главы, очень активные министерства. Главное препятствие – недостаточная информированность. Мы сегодня здесь, чтобы ответить на ваши вопросы.
Есть проект? Внеси в систему!
Первой с основным докладом выступила Талия Минуллина.
– Мы воспринимаем инфраструктуру как данность, тогда как весь мир зарабатывает на ней. Примеры – компании Amazon и Alibaba, сумевшие правильно использовать инфраструктурные возможности, – заметила руководитель Агентства. В качестве примера назревшей необходимости подобных проектов она привела следующие данные: в России к 2024 году накопленная потребность в инвестициях составит 17,9 трлн рублей в транспортной сфере, 5,5 трлн рублей в энергетике, 2 трлн рублей в инфо–коммуникационной сфере, 500 млрд рублей – в сфере водоснабжения. При правильном подходе всё это – инвестиционные проекты с большим потенциалом.
– В 2018 году по принципу государственно - частного партнёрства (по Федеральному закону №224–ФЗ) в России реализовано 4 проекта, инвестиции в которые суммарно составили 786 млн рублей. Старт одному из этих проектов (инвестиции в него составили 395 млн рублей) дан в Татарстане, – продолжила Талия Минуллина. – Этот проект – строительство ООО «Аква–Регион» спортивно–оздоровительного комплекса в Набережных Челнах – взят на вооружение другими российскими субъектами. Хотелось бы, чтобы и наши муниципалитеты использовали эту практику. Увы, но сегодня Татарстан, лидирующий по многим другим показателям, на первенство в рейтинге Национального Центра развития ГЧП претендовать пока не может. По Приволжскому федеральному округу республика занимает третье место, уступая Самаре и Республике Башкортостан.
Талия Минуллина напомнила, что с 2018 года муниципалитеты должны вносить сведения о реализуемых ГЧП - проектах в государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (gasu.gov.ru). На этих данных, в том числе, основывается расчёт позиции субъекта в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, а также оценка эффективности региональной власти.
Сейчас в системе активно работают Сабинский (занесено 54 проекта) и Кукморский (46 проектов) муниципальные районы Татарстана. С большим отрывом за ними следуют Агрызский район (6 проектов), Тюлячинский район (5 проектов), по 2 проекта представлены Бугульминским районом и Набережными Челнами, по одному – Зеленодольским, Кайбицким, Менделеевским, Нурлатским и Ютазинскими районами. Ещё 72 проекта от разных районов занесены в систему, но в актив республике они не засчитываются, так как информация представлена не полностью. Кроме того, судя по данным системы, 23 татарстанских муниципалитета вообще не занимаются проектами ГЧП.
– Коллеги, мы разработали формы соглашения и положения о муниципально–частном партнёрстве, а также пошаговую инструкцию заключения соглашений по ГЧП. Нами также разработан целый ряд готовых решений для инвесторов. Июнь мы объявляем месяцем консультаций, и я призываю вас активно обращаться к нашим специалистам за информацией и помощью, – завершая выступление, подчеркнула Талия Минуллина. – Государственно - частное партнёрство – это отличный инструмент привлечения частных денег на реализацию проектов, необходимых населению. Можно просто осваивать бюджет, а можно делать это эффективно. И я призываю вас ко второму варианту.
Кредит как двигатель концессий
– ГЧП реально шагает по стране, – заявил следующий спикер семинара, управляющий директор Центра ГЧП ПАО Сбербанк Виктор Афонин. В доказательство он привёл несколько цифр: согласно данным Центра развития ГЧП, количество принятых решений о реализации проектов по ГЧП на сегодняшний день в России превышает 3,7 тысячи. На стадии заявки находится около одной тысячи ГЧП - инициатив. По количеству проектов лидирует сфера ЖКХ, по объёму вложений – транспортная сфера.
Спикер отметил, что в большинстве случаев частный инвестор участвует в проектах ГЧП регионального или муниципального уровня заёмными, а не личными средствами. Стоимость таких проектов находится в диапазоне от 500 млн до 3 млрд рублей (при этом большинство банков сконцентрировано на мегапроектах федерального уровня). Значительная часть таких проектов связана с коммунально-энергетической, транспортной и социальной сферой.
– Новая тенденция – это ГЧП в IT- сфере. Умные города, системы фото - и видеофиксации – этот тренд будет активно расти, – заявил Афонин. – Так же, как и ГЧП в сфере благоустройства. Сегодня очевидно, что бороться за кадры надо не только жильём и заработной платой, но и окружающей средой, комфортной для проживания.
Спикер обратил внимание и на национальные проекты. Сегодня в этом секторе на 1 рубль выделенных региональных средств приходится 4 рубля федерального и внебюджетного финансирования. Вместе с тем, на 1 рубль частных инвестиций привлекается 2 рубля бюджетных средств (мировая тенденция – обратная).
– Пока мы наблюдаем здесь государственно - государственное партнёрство. То есть муниципалитеты, привлекая заёмные средства, реализуют нацпроекты посредством концессий, – завершил выступление Афонин.
Программа семинара продолжилась разбором примеров применения №224 - ФЗ и №115 - ФЗ, а также презентацией готовых финансовых решений по ГЧП проектам.
Денег всегда не хватает, но это – не главное
Открывая семинар, спикеры поделились со слушателями видением ситуации, сложившейся в стране и республике в сфере ГЧП.
– Сейчас денег нет, и денег будет не хватать всегда на реализацию наших масштабных идей. Государственно - частное партнёрство может и должно объединить власть и бизнес для реализации больших, важных проектов, – открыла мероприятие руководитель Агентства Талия Минуллина. – Правительство республики направляет на это серьёзные усилия, и хочется надеяться, что при поддержке всех, кто находится в этом зале, Татарстан займёт такие же передовые позиции на федеральном уровне, какие занимает по другим направлениям.
– Деньги есть, но они не так используются. Преимущество Татарстана в том, что предприниматели доверяют власти – это не во всех регионах встречается. И перед столетием Татарстана (В 2020 году исполнится 100 лет со дня основания Татарской Автономной Советской Социалистической Республики – прим. ред.) нужно попытаться активизировать частный бизнес на практические дела, – заявил председатель ТПП РТ Шамиль Агеев. – То, что делает Агентство в этом направлении – очень знаково. Но нам нужен чёткий механизм. К сожалению, многие вещи не срабатывают. Например, в ряде районов проблемы с «упаковкой» бизнес–проектов...Уверен, что сегодняшний семинар – только начало.
– ГЧП – популярные буквы. Иногда они становятся ругательными, иногда на них возлагают особые надежды. Ситуация в стране неравномерна: где–то этот инструмент активно используют в качестве драйвера, где–то к нему только преступают. На мой взгляд, механизм ГЧП имеет очень большие перспективы, – обратился к участникам семинара управляющий отделением «Банк Татарстан» ПАО Сбербанк Рушан Сахбиев. – В Татарстане очень активные главы, очень активные министерства. Главное препятствие – недостаточная информированность. Мы сегодня здесь, чтобы ответить на ваши вопросы.
Есть проект? Внеси в систему!
Первой с основным докладом выступила Талия Минуллина.
– Мы воспринимаем инфраструктуру как данность, тогда как весь мир зарабатывает на ней. Примеры – компании Amazon и Alibaba, сумевшие правильно использовать инфраструктурные возможности, – заметила руководитель Агентства. В качестве примера назревшей необходимости подобных проектов она привела следующие данные: в России к 2024 году накопленная потребность в инвестициях составит 17,9 трлн рублей в транспортной сфере, 5,5 трлн рублей в энергетике, 2 трлн рублей в инфо–коммуникационной сфере, 500 млрд рублей – в сфере водоснабжения. При правильном подходе всё это – инвестиционные проекты с большим потенциалом.
– В 2018 году по принципу государственно - частного партнёрства (по Федеральному закону №224–ФЗ) в России реализовано 4 проекта, инвестиции в которые суммарно составили 786 млн рублей. Старт одному из этих проектов (инвестиции в него составили 395 млн рублей) дан в Татарстане, – продолжила Талия Минуллина. – Этот проект – строительство ООО «Аква–Регион» спортивно–оздоровительного комплекса в Набережных Челнах – взят на вооружение другими российскими субъектами. Хотелось бы, чтобы и наши муниципалитеты использовали эту практику. Увы, но сегодня Татарстан, лидирующий по многим другим показателям, на первенство в рейтинге Национального Центра развития ГЧП претендовать пока не может. По Приволжскому федеральному округу республика занимает третье место, уступая Самаре и Республике Башкортостан.
Талия Минуллина напомнила, что с 2018 года муниципалитеты должны вносить сведения о реализуемых ГЧП - проектах в государственную автоматизированную информационную систему «Управление» (gasu.gov.ru). На этих данных, в том числе, основывается расчёт позиции субъекта в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата, а также оценка эффективности региональной власти.
Сейчас в системе активно работают Сабинский (занесено 54 проекта) и Кукморский (46 проектов) муниципальные районы Татарстана. С большим отрывом за ними следуют Агрызский район (6 проектов), Тюлячинский район (5 проектов), по 2 проекта представлены Бугульминским районом и Набережными Челнами, по одному – Зеленодольским, Кайбицким, Менделеевским, Нурлатским и Ютазинскими районами. Ещё 72 проекта от разных районов занесены в систему, но в актив республике они не засчитываются, так как информация представлена не полностью. Кроме того, судя по данным системы, 23 татарстанских муниципалитета вообще не занимаются проектами ГЧП.
– Коллеги, мы разработали формы соглашения и положения о муниципально–частном партнёрстве, а также пошаговую инструкцию заключения соглашений по ГЧП. Нами также разработан целый ряд готовых решений для инвесторов. Июнь мы объявляем месяцем консультаций, и я призываю вас активно обращаться к нашим специалистам за информацией и помощью, – завершая выступление, подчеркнула Талия Минуллина. – Государственно - частное партнёрство – это отличный инструмент привлечения частных денег на реализацию проектов, необходимых населению. Можно просто осваивать бюджет, а можно делать это эффективно. И я призываю вас ко второму варианту.
Кредит как двигатель концессий
– ГЧП реально шагает по стране, – заявил следующий спикер семинара, управляющий директор Центра ГЧП ПАО Сбербанк Виктор Афонин. В доказательство он привёл несколько цифр: согласно данным Центра развития ГЧП, количество принятых решений о реализации проектов по ГЧП на сегодняшний день в России превышает 3,7 тысячи. На стадии заявки находится около одной тысячи ГЧП - инициатив. По количеству проектов лидирует сфера ЖКХ, по объёму вложений – транспортная сфера.
Спикер отметил, что в большинстве случаев частный инвестор участвует в проектах ГЧП регионального или муниципального уровня заёмными, а не личными средствами. Стоимость таких проектов находится в диапазоне от 500 млн до 3 млрд рублей (при этом большинство банков сконцентрировано на мегапроектах федерального уровня). Значительная часть таких проектов связана с коммунально-энергетической, транспортной и социальной сферой.
– Новая тенденция – это ГЧП в IT- сфере. Умные города, системы фото - и видеофиксации – этот тренд будет активно расти, – заявил Афонин. – Так же, как и ГЧП в сфере благоустройства. Сегодня очевидно, что бороться за кадры надо не только жильём и заработной платой, но и окружающей средой, комфортной для проживания.
Спикер обратил внимание и на национальные проекты. Сегодня в этом секторе на 1 рубль выделенных региональных средств приходится 4 рубля федерального и внебюджетного финансирования. Вместе с тем, на 1 рубль частных инвестиций привлекается 2 рубля бюджетных средств (мировая тенденция – обратная).
– Пока мы наблюдаем здесь государственно - государственное партнёрство. То есть муниципалитеты, привлекая заёмные средства, реализуют нацпроекты посредством концессий, – завершил выступление Афонин.
Программа семинара продолжилась разбором примеров применения №224 - ФЗ и №115 - ФЗ, а также презентацией готовых финансовых решений по ГЧП проектам.
29.05.2019