02.07.2019

Набережные Челны

Набережные Челны

«Мы команда», - так ответил автогонщик Эдуард Николаев на вопрос журналистов о том, что в 16-й раз привело экипаж «КАМАЗ-мастер» на вершину пьедестала ралли «Дакар». История команды очень похожа на историю её родного города. Такой же долгий и полный испытаний путь, постоянное совершенствование, огромное количество побед и неудержимое стремление вперёд.

Справка. Набережные Челны – крупный промышленный центр Республики Татарстан, главный город Нижнекамского территориально-производственного комплекса и Набережночелнинской агломерации. Второй город республики по численности населения и третий в России среди городов, не являющихся центрами субъектов федерации. Население – почти 534 тысячи человек. Национальный состав*: в том числе татары (47,42 %), русские (44,87 %), чуваши (1,95 %), украинцы (1,31 %), башкиры (1,16 %), марийцы (0,66 %), удмурты (0,39 %), мордва (0,39 %) и другие (1,82 %).

Со скоростью прогресса

Набережные Челны с самого начала задумывались как Автоград – город-завод, производящий самые лучшие, самые мощные автомобили в стране и за рубежом. Со стартом строительства завода «КАМАЗ» (1969 год), город, насчитывавший около 30 тысяч жителей, стал ежегодно прирастать на 40 тысяч молодых специалистов. С расчётом на стремительный рост населения проектировались и строились микрорайоны, промышленные объекты, транспортные развязки. Строгая геометрия новой части Челнов, прогрессивного Автограда, была элегантно вписана в прекрасный камский пейзаж. Спустя полвека заложенный проектировщиками ресурсный и территориальный потенциал превратился в огромное стратегическое преимущество.

Беспилотник.jpg
Источник: protatarstan.ru

Автогигант, отметивший недавно круглую дату – 50 лет со дня основания – чувствует себя уверенно. Настолько, что берётся за проекты, о которых другие отечественные автопроизводители только грезят. Фактически первым в России «КАМАЗ» занялся разработкой беспилотников. Предприятие ждёт благоприятных рыночных условий, чтобы приступить к серийному выпуску грузовиков, оснащённых системой частичного автоматического управления ADAS. Переход к производству абсолютно автономного автомобиля тормозит, среди прочего, отсутствие российского законодательства, регулирующего сферу беспилотного транспорта. В мае 2018 года состоялась торжественная церемония открытия завода каркасов кабин «Даймлер КАМАЗ Рус» для грузовиков Mercedes-Benz и КАМАЗов пятого поколения K-5. Инвестиции в проект составили около 200 млн евро. Ранее для К-5 было запущено производство двигателей R-6. Возможно, именно эта модель станет первым вышедшим на массовый рынок предбеспилотником, «автомобилем добавленного интеллекта». Кроме того, именно «КАМАЗ» выступил инициатором создания Камского машиностроительного промышленного кластера, объединяющего ведущие предприятия отрасли, действующие на территории Татарстана. В том числе – представителей иностранных компаний - ЗАО «Камминз Кама», ООО «Кнорр-Бремзе Кама», ООО «Федерал-Могул Набережные Челны» и других.

Справка. Набережные Челны обеспечивают 10,0% объема валового регионального продукта Татарстана, 12,1% общего по республике объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами. Около 19% бюджета города формируется Камским комплексом заводов по производству большегрузных автомобилей (ОАО «КАМАЗ»).

ТОСЭР как идеал

- Отнюдь не только гиганты делают погоду, - заявил председатель Комитета Государственного Совета Республики Татарстан по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев на одной из конференций, посвящённых развитию территорий опережающего социально-экономического развития. Для Набережных Челнов его заявление абсолютно справедливо. Доля малого и среднего бизнеса в местном валовом территориальном продукте – около 28%, выше, чем в среднем по республике. Всё дело в том, что здесь смогли, оттолкнувшись от базовой модели моногорода, начать разворот в сторону концепции многопрофильного промышленного центра, объединяющего ключевые для Татарстана предприятия автомобилестроительной, электроэнергетической и перерабатывающей отраслей. И это при том, что всего в 40 километрах от Автограда находится «Алабуга», лучшая особая экономическая зона страны. Риски велики! Но, как известно, кто не рискует, тот не выигрывает. В 2018 году челнинская ТОСЭР первой среди 54 ТОСЭР российских моногородов выполнила плановые показатели – здесь действуют уже 45 предприятий (по плану 35).  Объём привлечённых за всё время инвестиций превысил 16 млрд рублей. В числе резидентов – заводы китайской компании Haier по выпуску холодильников и стиральных машин, производитель мясных продуктов ООО АПК «Камский», завод по выпуску стальной арматуры АО КМК «ТЭМПО», ООО «Кама Кристалл Технолоджи» (производство искусственного сапфира) и другие.

Справка. Предприятия Набережных Челнов входят в состав инновационного промышленного кластера «Иннокам». Цель его создания – сокращение расходов на транспортировку и строительство инфраструктуры нефтегазоперерабатывающих, нефтегазохимических и автомобилестроительных предприятий Набережных Челнов, Менделеевского, Елабужского, Нижнекамского, Тукаевского, Заинского муниципальных районов, увязанных в одну цепочку создания стоимости.

Дакар 2019.jpg
Источник: kamazmaster.ru

В архивах «КАМАЗа» есть фотографии с молодыми парнями и девушками, на спецовках которых написано «Вологда», «Брянск», «Киров»… Откуда только не приезжали на эту всесоюзную стройку! Всеобщая вера в город-сад оправдалась. Сегодня всё повторяется: на новые предприятия в Набережные Челны едут специалисты из Ижевска, Нижнего Новгорода, Уфы… А ведь кадровый вопрос для инвестора с высокотехнологичным проектом часто оказывается едва ли не основной преградой.

- Это одно из преимуществ Татарстана для зарубежной компании. Здесь можно собрать команду, в которой соотношение квалификации и требований специалиста к работодателю будет сбалансированным. С кадрами для работы непосредственно на производстве в Набережных Челнах тоже проблем нет, - рассказал в одном из интервью Ренат Халимов, два года руководивший немецким резидентом КИП «Мастер», компанией «Полихим Системс», производящей полиуретановую продукцию. По его словам, для «Полихим Системс», связанной с нефтехимией, значительными преимуществами стали наличие в Татарстане поставщиков сырья и цепочки сбыта, а также возможность выбора площадки. Предприятие пока не нуждается в больших производственных площадях, таких, как на ОЭЗ «Алабуга». А вот резидентура челнинской ТОСЭР немецкой компании идеально подошла.

Полихим Системс.jpg
Источник nabchelny.ru

Но было бы такое предпочтение возможно, если бы город сосредотачивался только на развитии промышленности, игнорируя растущие запросы жителей на комфортную, насыщенную событиями, позитивную городскую атмосферу? Пожалуй, нет.

Культурный маршрут построен

Этот спектакль можно любить, можно ненавидеть, но относиться к нему равнодушно не получится. Невозможно спокойно смотреть «Собачье сердце», в котором роль профессора Преображенского исполняет…женщина! Челнинский театр «Мастеровые» любит не то, чтобы эпатировать, но держать публику в некотором напряжении.

Театр Мастеровые.jpg
Источник: protatarstan.ru

- Людям нужна была среда, и они её создали, - так объясняет появление «Мастеровых» в Набережных Челнах директор театра Армандо Диамантэ. Спектакли, которые здесь ставятся, регулярно попадают в лонг-лист крупнейшей театральной премии «Золотая маска». Театр хочет и может позволить себе творческий поиск, не боясь быть непонятным зрителю – город с большим вниманием следит за всем, что происходит на сцене. Челнинцы желают (и много делают для этого) получать культурные блага, доступные жителям мегаполисов. Пусть вас не смущает суровый индустриальный лик города. На самом деле он удивительным образом сочетает в себе богатый культурный исторический слой, национальные традиции и современный креатив. На стыке возникают замечательные проекты. Например, туристический маршрут – велоквест, проходящий через 15 точек Автозаводского, Центрального и Комсомольского районов города. Участники заезда узнают и о знаменитых зо­лотопромышленниках, купцах и мецена­тах, живших и занимавшихся торговлей в Набережных Челнах до революции, и о том, как воодушевлять строителей «КАМАЗа» в город приезжал Владимир Высоцкий, и о современных прорывных проектах, создаваемых в научных и производственных лабораториях города…

Велоквест.jpg
Источник tatar-inform.ru

Для развития разнообразного туризма, от промышленного до медицинского, от культурно-познавательного до гастрономического у Автограда есть всё, и даже больше. Возле северной границы города начинается Боровецкий корабельный лес, лесной массив, входящий в состав национального парка «Нижняя Кама». Место в лесу под названием Кызыл-тау («Красная гора») – средоточие уникальных для России видов флоры и фауны.

– Тот факт, что зарубежные предприниматели предпочитают Россию (а в России именно Татарстан) другим странам, очень показателен. При этом конкуренция среди российских ТОСЭР велика, – говорит руководитель Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина. –   Сейчас в борьбе за инвестора побеждают те муниципальные образования, которые готовы предложить промышленную инфраструктуру, благоустроенную вплоть до подъездных путей, а кроме того, безопасную, комфортную и перспективную среду для жизни специалистов, которые будут заняты на предприятии. У Набережных Челнов есть не только это, но и характер, яркая индивидуальность, делающая город ещё заметнее не только на республиканском, но и на российском богатом фоне инвестиционных площадок.

Условия для получения статуса резидента ТОСЭР «Набережные Челны»:

1.   Реализация инвестиционного проекта в границах моногорода Набережные Челны;

2.   Соответствие профиля предприятия перечню разрешенных видов экономической деятельности;

3.   Создание рабочих мест не менее 20 ед. в течение первого года реализации проекта и не менее 30 единиц за всё время для новых предприятий, не менее среднесписочной численности работников за последние 3 года для действующих предприятий.

4.   Объем капитальных вложений не менее 5 млн руб. в первый год после включения в реестр, не менее 50 млн рублей за весь период реализации.

5.   Не более 25% иностранных сотрудников от общей численности работников.

Налоговые преференции для резидентов ТОСЭР «Набережные Челны»:

1.   Налог на прибыль: федеральный – первые 5 лет с момента получения прибыли – 0%, вторые 5 лет – 2%, региональный – первые 5 лет с момента получения прибыли – 5%, вторые 5 лет – 10%.

2.   Налоги на землю и на имущество - 0%.

3.   Страховые взносы в государственные внебюджетные фонды - 7,6%

Справка. В Набережных Челнах находятся две железнодорожные станции, объединенный железнодорожный и автобусный вокзал, рассчитанный на пассажиропоток в 1,5 тысячи человек. Поезда дальнего следования следуют прямым сообщением в Москву, Уфу, Казань, Ульяновск, Ижевск, Бугульму, летом - в Адлер. Речной порт Набережных Челнов принимает сухогрузы и пассажирские суда, есть склад для хранения грузов. Речной вокзал принимает до 200 тысяч пассажиров за сезон навигации. Примерно в 30 км от города находится международный аэропорт «Бегишево». Через Набережные челны проходит федеральная автомагистраль «Волга» M7 E 22 Москва — Владимир — Нижний Новгород — Казань — Набережные Челны — Уфа. Автодороги через Альметьевск и Бугульму ведут к федеральным трассам М5 («Урал») и Р239 (Казань — Оренбург – Ак Булак).

аэропорт.jpg
Источник: s.nchelny.city 

©2003—2019 Кабинет Министров Республики Татарстан. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. Золотой сайта

Спасибо!

Ваши данные отправлены ответственному сотруднику. Мы свяжемся с Вами в течение 24 часов